Джайлобаева Эльвира Ашуубаевна – канд. мед. наук, доцент кафедры нормальной физиологии медицинского факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-995 700206, е-mail: e.a.dzhailobaeva@krsu.kg
ГЕМОСТАЗ В ПРЕПОДАВАНИИ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Рассматривается опыт преподавания темы “Гемостаз” в курсе нормальной физиологии с учётом современных образовательных подходов и моделей, ориентированных на индивидуальные сенсорные предпочтения студентов. Лекции сопровождаются мультимедийными презентациями, визуальными материалами и устными комментариями, а практические занятия включают устно-речевые опросы, тестовый контроль, заполнение рабочих тетрадей и выполнение классических лабораторных исследований крови и гемостаза (определение времени кровотечения, скорости свертывания и др.). Отмечаются ограничения, связанные с сокращением аудиторных часов для изучения данной темы, и предлагаются пути расширения активных методов обучения. Описывается опыт использования электронной библиотеки кафедры для внеаудиторной самостоятельной работы, а также организация олимпиад и кафедральных конференций с практико-ориентированными заданиями. Подчёркивается, что комплексный подход способствует формированию клинического мышления, самостоятельности и навыков командной работы, обеспечивая соответствие современным требованиям медицинского образования.
Keywords in Russian:медицинское образование; нормальная физиология; гемостаз; сенсорные модальности; внеаудиторная работа; практико-ориентированное обучение
НОРМАЛДУУ ФИЗИОЛОГИЯНЫ ОКУТУУДАГЫ ГЕМОСТАЗ
Макалада нормалдуу физиология курсунда “Гемостаз” темасын окутуу тажрыйбасы азыркы билим берүү ыкмалары жана студенттердин жекече сезүү өзгөчөлүктөрүнө багытталган моделдер эске алынып баяндалат. Лекциялар мультимедиялык презентациялар, визуалдык материалдар жана оозеки түшүндүрмөлөр менен коштолот, ал эми практикалык сабактарга оозеки суроо-жооптор, тесттик көзөмөл, жумушчу дептерлерди толтуруу жана кан менен гемостазды изилдөөнүн классикалык лабораториялык иштерин (кан агуу убактысын, уюу ылдамдыгын аныктоо ж.б.) аткаруу кирет. Бул теманы окууда аудиториялык сааттардын кыскарышы менен байланышкан чектөөлөр белгиленип, активдүү окутуу ыкмаларын кеңейтүү жолдору сунушталат. Кафедранын электрондук китепканасын аудиториядан тышкаркы өз алдынча иш үчүн пайдалануу тажрыйбасы, ошондой эле практикалык тапшырмалар менен олимпиадаларды жана кафедралык конференцияларды уюштуруу сүрөттөлөт. Комплекстүү мамиле клиникалык ой жүгүртүүнү, өз алдынча иштөөнү жана командада иштөө көндүмдөрүн калыптандырууга өбөлгө түзүп, медициналык билим берүүнүн заманбап талаптарына шайкештикти камсыздай турганы баса белгиленет.
Keywords in Kyrgyz:медициналык билим берүү; нормалдуу физиология; гемостаз; сенсордук модалдуулук; аудиториядан тышкаркы иш; практика багытындагы окутуу
HEMOSTASIS IN TEACHING NORMAL PHYSIOLOGY
The article examines the experience of teaching the topic "Hemostasis" within the course of normal physiology, taking into account modern educational approaches and the models, which focuses on students’ individual sensory preferences. Lectures are accompanied by multimedia presentations, visual materials, and oral explanations, while practical classes include oral questioning, test-based assessment, workbook completion, and the performance of classical laboratory studies of blood and hemostasis (determining bleeding time, blood clotting time, etc.). The article notes the limitations associated with the reduction of classroom hours allocated for this topic and proposes ways to expand the use of active teaching methods. It also describes the use of the department’s electronic library for students’ independent extracurricular work, as well as the organization of Olympiads and departmental conferences with practice-oriented tasks. The article emphasizes that a comprehensive approach fosters the development of clinical thinking, independence, and teamwork skills, ensuring compliance with modern requirements for medical education.
Keywords in English:medical education; normal physiology; hemostasis; sensory modalities; self-study; practice-oriented learning