Ботоканова Бактыгул Асанкожоевна – канд. техн. наук, доцент кафедры гидротехнического строительства Кыргызского национального аграрного университета им. К.И. Скрябина, Кыргызская Республика, тел.: +996-558 586822, е-mail: b993344@mail.ru
Тургунбаев Нурислан Хайтбаевич – магистрант кафедры гидротехнического строительства Кыргызского национального аграрного университета им. К.И. Скрябина, Кыргызская Республика, тел.: +996-990 011911, е-mail: nurislanturgunbaev@gmail.com
Жаныбаева Бегай Жаныбаевна – магистрант кафедры строительной механики и гидротехнического строительства Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова, Кыргызская Республика, тел.: +996-990 221313, е-mail: benya.janybaeva@gmail.com
Мамбетов Алтынбек Эсенгельдиевич – магистрант кафедры гидротехнического строительства Кыргызского национального агарного университета им. К.И. Скрябина, Кыргызская Республика, тел.: +996-500 522722, е-mail: gold_92_10_23@mail.ru
НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ ТУННЕЛЕЙ ПРИ ПРОХОДКЕ ЧЕРЕЗ КРЕПКИЕ СКАЛЬНЫЕ ПОРОДЫ
Рассматривается распределение напряжений и деформаций в окрестности гидротехнического туннеля, расположенного в массиве речного каньона. Для анализа используется метод Колосова–Мусхелишвили, позволяющий учесть гидростатическое давление воды, тектонические и гравитационные нагрузки. В результате моделирования определены особенности напряжённого состояния массива, включая максимальные растягивающие и сжимающие напряжения, которые возникают в разных частях конструкции в зависимости от наличия или отсутствия гидростатического давления. Рассмотрены экономические аспекты проектирования, такие как оптимизация радиуса сечения, толщины обделки и типа крепи, что позволяет снизить затраты на материалы и строительство. Подчёркнута необходимость эффективного укрепления конструктивно напряжённых зон, в частности, в области подошвы туннеля, где достигаются максимальные напряжения. Для оценки этих аспектов использованы данные численных расчётов, выполненных с помощью Mathcad, что обеспечило точность и надёжность результатов.
Keywords in Russian:гидротехнический туннель; гидростатическое давление; напряжения; деформация; деривация; горный рельеф; обделка; крепление
БЕКЕМ АСКА ТЕКТЕР АРКЫЛУУ ӨТҮҮЧҮ ГИДРОТЕХНИКАЛЫК ТУННЕЛДЕРДИН ЧЫҢАЛУУ-ДЕФОРМАЦИЯЛЫК АБАЛЫ
Бул макалада Дарыя каньонунун массивинде жайгашкан гидротехникалык туннелге жакын жерде чыңалуулардын жана деформациялардын бөлүштүрүлүшү каралат. Талдоо үчүн суунун гидростатикалык басымын, тектоникалык жана гравитациялык жүктөрдү эсепке алууга мүмкүндүк берүүчү Колосов-Мусхелишвили ыкмасы колдонулат. Модельдештирүүнүн натыйжасында массивдин чыңалуу абалынын өзгөчөлүктөрү, анын ичинде гидростатикалык басымдын бар же жоктугуна жараша конструкциянын ар кайсы бөлүктөрүндө пайда болгон максималдуу чыңалуу жана кысуу чыңалуулары аныкталган. Дизайндын экономикалык аспектилери каралат, мисалы, кесилишинин радиусун, каптаманын калыңдыгын жана таянычтын түрүн оптималдаштыруу, бул материалдардын жана курулуштун чыгымдарын азайтат. Конструктивдүү чыңалган зоналарды, атап айтканда, максималдуу чыңалууга жетишилген туннелдин таманынын аймагында эффективдүү бекемдөө зарылчылыгы баса белгиленди. Бул аспектилерди баалоо үчүн натыйжалардын тактыгын жана ишенимдүүлүгүн камсыз кылган Mathcad аркылуу жүргүзүлгөн сандык эсептөөлөрдүн маалыматтары колдонулган.
Keywords in Kyrgyz:гидротехникалык туннель; гидростатикалык басым; чыңалуулар; деформация; деривация; тоолуу рельеф; обделка; бекемдөө
THE STRESS-DEFORMED STATE OF HYDROTECHNICAL TUNNELS WHEN WORKING THROUGH STRONG ROCK
The article considers the distribution of stresses and deformations in the vicinity of a hydraulic tunnel located in the massif of a river canyon. The Kolosov–Muskhelishvili method is used for the analysis, which allows taking into account hydrostatic water pressure, tectonic and gravitational loads. As a result of the simulation, the features of the stressed state of the array are determined, including the maximum tensile and compressive stresses that occur in different parts of the structure, depending on the presence or absence of hydrostatic pressure. The economic aspects of design are considered, such as optimizing the radius of the section, the thickness of the lining and the type of support, which reduces the cost of materials and construction. The article emphasizes the need for effective strengthening of structurally stressed zones, in particular at the bottom of the tunnel, where maximum stress is reached. To evaluate these aspects, numerical calculations performed using Mathcad were used, which ensured the accuracy and reliability of the results.
Keywords in English:hydrotechnical tunnel; hydrostatic pressure; stress; deformation; derivation; mountain relief; lining; fastening