Мыктыбекова Жаркынай Нургазиевна – преподаватель кафедры общественного здравоохранения Международной школы медицины Учебно-научно-производственного комплекса Международного университета Кыргызстана, Кыргызская Республика, тел: +996-705 529535, e-mail: zhakasd@gmail.com
Ким Александр Станиславович – канд. мед. наук, доцент кафедры медицинской психологии, психиатрии и психотерапии Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-779 624878, e-mail: oshopsy@gmail.com
Толобекова Айгерим Мыктыбековна – преподаватель кафедры общественного здравоохранения Международной школы медицины Учебно-научно-производственного комплекса Международного университета Кыргызстана, Кыргызская Республика, тел: +996-705 669944, e-mail: aisuluu20177@gmail.com
Чонбашева Анара Мукашевна – преподаватель кафедры общественного здравоохранения Международной школы медицины Учебно-научно-производственного комплекса Международного университета Кыргызстана, Кыргызская Республика, тел: +996-500 251226, e-mail: Chonbasheva@mail.ru
Садырбеков Кубатбек Каныбекович – канд. мед. наук, и. о. доцента кафедры общественного здравоохранения Международной школы медицины Учебно-научно-производственного комплекса Международного университета Кыргызстана, Кыргызская Республика, тел: +996-504 888669, e-mail: kubat_ks@mail.ru
МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ С АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
В последние годы значительно увеличилось число иностранных студентов, приезжающих в Кыргызстан для получения медицинского образования, особенно из Индии и Пакистана. Обучение в медицинском вузе требует высокой интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, что усложняется необходимостью адаптации к новой языковой, образовательной и культурной среде. Адаптационный процесс проходит поэтапно: студенты младших курсов чаще сталкиваются с трудностями интеграции, в то время как у старшекурсников возникает профессиональное выгорание. Целью исследования стало научное обоснование программ, направленных на социально-психологическую адаптацию иностранных студентов, поддержание качества жизни и развитие устойчивых стратегий саморегуляции. В исследовании приняли участие 110 студентов УНПК МУК: 50 – с 3-го курса, 60 – с 5-го. Применялись шкалы тревожности Спилбергера-Ханина, шкала депрессии Цунга, шкала Гамильтона, опросник Келлермана-Плутчика-Конте и SF-36. Сравнительный анализ показал, что студенты 3-го курса продемонстрировали более высокие уровни ситуативной (65,3 %) и личностной тревожности (58,4 %), отражающие стресс и мобилизацию. У студентов 5-го курса выявлены признаки депрессии (41,7 %) и выраженные защитные механизмы (62,8 %), что указывает на эмоциональное истощение. Во всех группах зафиксированы низкие показатели психологического компонента качества жизни. Таким образом, выявлен сдвиг от тревожных к депрессивным реакциям по мере продвижения в обучении. Это подтверждает необходимость дифференцированных мер психологической поддержки: управления тревожностью для младших курсов и профилактики выгорания для старших.
Түйүндүү сөздөр орус тилинде:психическая адаптация; иностранные студенты; тревожность; депрессия; психологическая защита; качество жизни; мотивация; врачебная специальность
АНГЛИС ТИЛИНДЕ БИЛИМ АЛГАН СТУДЕНТТЕРДИН ПСИХИКАЛЫК АДАПТАЦИЯ МЕХАНИЗМДЕРИ ЖАНА АЛАРДЫН ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ
Акыркы жылдары Кыргызстанда медициналык билим алууга келген чет элдик студенттердин, айрыкча Индия менен Пакистандан келгендердин саны кыйла өстү. Медициналык жогорку окуу жайында билим алуу жогорку интеллектуалдык жана эмоционалдык туруктуулукту талап кылат, ал эми жаңы тилге, билим берүү системасына жана маданий чөйрөгө көнүү муну андан да татаалдаштырат. Адаптация процесси этап-этабы менен жүрөт: кичүү курстагы студенттер көбүнчө интеграциядагы кыйынчылыктарга дуушар болушат, ал эми жогорку курстарда окуган студенттерде кесиптик күйүп кетүү (эмоционалдык чарчоо) белгилери байкалат. Бул изилдөөнүн максаты – чет элдик студенттердин социалдык-психологиялык адаптациясын колдоого алуу, жашоо сапатын сактоо жана өзүн өзү жөнгө салуунун туруктуу стратегияларын өнүктүрүүгө багытталган илимий негизделген программаларды иштеп чыгуу болду. Изилдөөгө УНПК МУКтун 110 студенти катышты: 3-курстан – 50, 5-курстан – 60 студент. Психоэмоционалдык абалды баалоо үчүн төмөнкү методикалар колдонулду: Спилбергер-Ханиндин тынчсыздануу шкаласы, Цунгдун депрессия шкаласы, Гамильтондун шкаласы, Келлерман-Плутчик-Конте механизми боюнча психологиялык коргонуу тесттери жана SF-36 жашоо сапатын баалоо анкетасы. Салыштырмалуу анализ 3-курстун студенттери адаптация стадиясында стрессти жана мобилизацияны чагылдырган жогорку деңгээлдеги тынчсызданууну көрсөтүшкөнүн аныктады (65,3 % – абалдык, 58,4 % – жеке). 5-курстун студенттеринде депрессия белгилери (41,7 %) жана катаал коргонуу механизмдери (62,8 %) байкалган. Бардык топтордо психологиялык жашоо сапатынын деңгээли төмөн бойдон калган. Жыйынтык катары окуунун ар бир этабында тынчсыздануудан депрессияга өтүү тенденциясы байкалууда. Бул кичүү курстар үчүн – тынчсызданууну башкаруу, ал эми улуулар үчүн – күйүп кетүүнүн алдын алуу боюнча өзгөчө психологиялык колдоонун зарылдыгын көрсөтөт.
Түйүндүү сөздөр кыргыз тилинде:психологиялык адаптация; чет элдик студенттер; тынчсыздануу; депрессия; психологиялык коргонуу; жашоонун сапаты; мотивация; дарыгерлик адистик
MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND THEIR SPECIFIC FEATURES AMONG STUDENTS STUDYING IN ENGLISH
In recent years, the number of international students coming to Kyrgyzstan to pursue medical education – particularly from India and Pakista – has increased significantly. Studying at a medical university requires high intellectual and emotional endurance, which becomes more challenging in the context of adapting to a new linguistic, educational, and cultural environment. The adaptation process occurs in stages: junior students often face integration difficulties, while senior students tend to experience professional burnout. The aim of this study was to develop evidence-based programs to support the socio-psychological adaptation of international students, maintain their quality of life, and promote stable self-regulation strategies. The study involved 110 students of UNPK MUK: 50 third-year and 60 fifth-year students. The following psychometric tools were applied: the Spielberger-Hanin State-Trait Anxiety Inventory, the Zung Self-Rating Depression Scale, the Hamilton Anxiety and Depression Rating Scales, the Kellerman-Plutchik-Conte Defense Mechanism Inventory, and the SF-36 Health Survey. A comparative analysis showed that thirdyear students exhibited higher levels of situational (65,3 %) and trait anxiety (58,4 %), reflecting stress and mobilization in early stages of training. Fifth-year students demonstrated more pronounced depressive symptoms (41,7 %) and rigid psychological defense mechanisms (62,8 %), indicating emotional exhaustion. All groups showed low scores in the psychological component of quality of life. These results reveal a shift from anxiety-driven responses in the earlier years to depressive states in later stages. This highlights the need for differentiated psychological support strategies: anxiety management for junior students and burnout prevention for seniors. Such measures may strengthen students’ adaptive capacity and improve both academic and personal outcomes.
Түйүндүү сөздөр англис тилинде:psychological adaptation; international students; anxiety; depression; psychological defense; quality of life; motivation; medical specialty