Азимжанова Айнура Адыловна – канд. филос. наук, доцент кафедры философии и религиоведения гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-771 180294, e-mail: azimzhanova_a@mail.ru
Ли Юрий Владимирович – канд. полит. наук, доцент кафедры философии и религиоведения гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-557 525997, e-mail: yurylee@inbox.ru
ФЕНОМЕН УСТНОГО ТЕКСТА В КОНТЕКСТЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ
Предпринимается попытка философского осмысления феномена устного текста как формы культурной репрезентации и коммуникативного бытия кыргызского народа, а также раскрывается его значение в формировании коллективной памяти, идентичности и традиционного миропонимания. Феномен текста в современном мире обретает особый онтологический статус, поскольку проникает во все формы культурной деятельности, становясь универсальным способом бытования смысла. В этой связи важно конкретизировать понятие устной формы текста, осмыслив его не просто как вербальное высказывание, а как живой феномен, культурное пространство, в котором смысл раскрывается через актуализацию памяти, коллективный опыт и интерпретацию слушающего. Авторы рассматривают проявление различных форм устного текста, которые сохраняют связь с историческим наследием, а также продолжают быть неотъемлемой частью культурной жизни народа. Для кыргызской культуры, основанной на устной традиции (эпосы, пословицы, легенды, обрядовые песни, импровизационная поэзия), устный текст является не просто способом передачи информации, но и формой коллективной памяти, существующей в специфическом культурном и герменевтическом пространстве.
Ключевые слова на русском языке:устный текст; коллективная память; идентичность; культурная память; эпос; манасчи; легенды; кошок; айтыш; бата
КЫРГЫЗ МАДАНИЙ ЭС ТУТУМУНУН ГЕРМЕНЕВТИКА КОНТЕКСТИНДЕГИ ООЗЕКИ ТЕКСТ ФЕНОМЕНИ
Ушул макалада оозеки тексттин феноменин кыргыз элинин маданий репрезентациясынын жана коммуникативдик болмушунун формасы катары философиялык ой жүгүртүүгө аракет жасалат, ошондой эле жамааттык эс тутумду, бирдейликти жана салттуу дүйнө түшүнүүсүн калыптандырууда анын мааниси ачылат. Заманбап дүйнөдө тексттин феномени өзгөчө онтологиялык статуска ээ болот, анткени ал маданий ишмердүүлүктүн бардык формаларына сиңип, маани-маңыздын универсалдуу ыкмасына айланат. Бул жагынан алганда, тексттин оозеки формасы түшүнүгүн жөн гана оозеки билдирүү катары эмес, жандуу көрүнүш, эс тутумду актуалдаштыруу, жамааттык тажрыйба жана угуучунун интерпретациясы аркылуу мааниси ачылган маданий мейкиндик катары концептуалдаштыруу маанилүү. Авторлор тарыхый мурас менен байланышты сактап турган, ошондой эле элдин маданий турмушунун ажырагыс бөлүгү болуп кала берген оозеки тексттин ар кандай формаларынын көрүнүшүн карашат. Оозеки салтка (эпостор, макал-лакаптар, уламыштар, ырым-жырым ырлары, импровизациялык поэзия) негизделген кыргыз маданияты үчүн оозеки текст маалыматты берүүнүн гана ыкмасы эмес, белгилүү бир маданий жана герменевтикалык мейкиндикте болгон жамааттык эс тутумдун формасы болуп саналат.
Ключевые слова на кыргызском языке:оозеки текст; жамааттык эс; улуттук өзгөчөлүк; маданий эс; эпос; манасчи; баян; кошок; айтыш; бата
THE PHENOMENON OF ORAL TEXT IN THE CONTEXT OF THE HERMENEUTICS OF KYRGYZ CULTURAL MEMORY
This article attempts a philosophical understanding of the phenomenon of oral text as a form of cultural representation and communicative existence of the Kyrgyz people, as well as reveals its importance in the formation of collective memory, identity and traditional worldview. The phenomenon of text in the modern world acquires a special ontological status, since it penetrates into all forms of cultural activity, becoming a universal way of meaning. In this regard, it is important to concretize the concept of the oral form of a text, understanding it not just as a verbal utterance, but as a living phenomenon, a cultural space in which meaning is revealed through the actualization of memory, collective experience and interpretation of the listener. The authors consider the manifestation of various forms of oral text that remain connected with the historical heritage, as well as continue to be an integral part of the cultural life of the people. For Kyrgyz culture based on oral tradition (epics, proverbs, legends, ritual songs, improvisational poetry), oral text is not just a way of transmitting information, but a form of collective memory existing in a specific cultural and hermeneutic space.
Ключевые слова на английском языке:oral text; collective memory; identity; cultural memory; epic; manaschi; legends; koshok; aitysh; bata